«Дорога на Берлин»: подвиг без гламура

На «Мосфильме» Сергей Попов и Карен Шахназаров сняли настоящее военное кино

К 70-летию Великой Победы наши кинематографисты выпустили несколько картин о Великой Отечественной. Некоторые из них без слез смотреть невозможно. И не потому, что они сжимают горло от боли. Нет, их просто стыдно смотреть. Теперь у нас снимают совсем не так, как это делали режиссеры-фронтовики. Однако в обойме военных фильмов выгодно отличается произведенная на «Мосфильме» «Дорога на Берлин».

 

Ее авторы не пытаются обогнать Голливуд — снимают кино в лучших советских традициях, когда все делалось не наскоком, а тщательно готовилось. И результат превзошел ожидания, вернее, неверие в хоть какой-то приличный результат. Никакого псевдопатриотизма, подвига в гламуре и шоколаде здесь нет и в помине. Все просто, как и должно быть в настоящем кино про войну.

Телевизионные псевдоисторические опусы давно испортили вкус зрителей, и мы постепенно перестаем отличать правду от неправды. Жертвами этого процесса стали студенты киновузов, будущее нашего кино. Уже в университетах они снимают псевдоисторические опусы. Что же с ними будет дальше? Такое ощущение, что многие из них никогда не видели кинохронику времен войны, книг не читали. И все познания черпают из телевизора. Между прочим, в американском фильме «Номер 44» Даниэля Эспиносы и продюсера Ридли Скотта, который был снят с проката под предлогом несоответствия исторической правде и ради того, чтобы не травмировать ветеранов, даже зубы советских солдат сделали такими, какими они были. Здесь не сияют белоснежные улыбки стоимостью в «БМВ». Их специально подтемнили, и кинозвезды улыбались кривоватым рядом зубов. Все как в кинохрониках времен войны.

Идея «Дороги на Берлин» принадлежит кинорежиссеру и руководителю «Мосфильма» Карену Шахназарову. Он и сам мог бы снять этот фильм, но в силу разных причин ограничился художественным руководством. Режиссера искал долго. В итоге пригласил своего ученика Сергея Попова — отнюдь не дебютанта, 40-летнего человека, обремененного опытом работы на сериалах. Кажется, что пути назад оттуда нет. Поднаторел в телевизионных делах — не снимешь ничего стоящего в большом кино. Но, оказывается, бывают исключения. Сергей Попов снимал не только сериалы «Настоящая любовь», «Отрыв», «Фурцева. Легенда о Екатерине» с Ириной Розановой в главной роли, но и полнометражные картины, такие, как «Холодное солнце». Его показали на «Кинотавре», но почти не заметили.

Сценарий Евгения Никишова, известного по таким работам, как «Исчезнувшая империя», «Глухарь», «Чернобыль: Зона отчуждения», написан давно, но не находил своего режиссера. Основан он на повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военных дневниках Константина Симонова. В нем использованы также воспоминания отца Карена Шахназарова — фронтовика Георгия Шахназарова. События происходят летом 1942 года.

С исполнителями главных ролей все тоже шло не по прямой. Долго не могли найти подходящего актера на роль лейтенанта Огаркова, приговоренного военным трибуналом к высшей мере наказания за якобы проявленную трусость. Перепробовали многих артистов, чтобы вновь вернуться к Юрию Борисову. Тот, кто запомнил его по «Елене» Андрея Звягинцева, ни за что не узнает. Он играл в основном нехороших парней, способных на подлость. И вдруг такое ясное, открытое русское лицо.

С конвоиром — рядовым Джурабаевым, как ни странно, все оказалось проще. Нашли дебютанта Амира Абдыкалыкова в картотеке «Казахфильма». Он сразу понравился, а уж когда приехал на «Мосфильм» на пробы, только убедились в правильности выбора. Наверняка Амир теперь станет активно сниматься в российском кино. Как упустить такого самородка? Он великолепно сыграл человека, которому если уж дали приказ, так он его выполнит любой ценой, что бы ни говорили другие начальники.

Война резко изменит судьбу каждого из героев. Одного вместо расстрела наградят орденом Красной Звезды, а второго лишат самого дорогого, что только может быть у человека. Они такие разные — русский и казах, что одному хорошо, то другому — смерть, и общий язык найдут не сразу. Казалось бы, вот он — гимн дружбе народов. Что тут можно сделать человеческого, без назойливой идеологии? Разве что загубить фильм. А получилось все так трогательно и нежно, с юмором.

«Дорога на Берлин», как и другие фильмы к дате, рассказывает о подвиге, но не в шоколаде. Он — о буднях войны. И человек отдает жизнь за страну и близких без выспренности, не думая о том, что совершает что-то необыкновенное. Отдает со страхом и желанием жить. Умирать никому неохота.

Картину снимали в Московской и Калужской областях. Выстроили целую деревню и часть города, для чего пригласили лучших художников-постановщиков — Сергея Февралева и Ирину Очину. Оператор Шандор Беркеши сумел добиться приглушенности кадра. Здесь нет ярких красок, красивостей, хотя некоторые кадры хоть в раму обрамляй, особенно тот, где рядовой Джурабаев сидит у костра.

Конечно, «Мосфильм» в очередной раз, как это уже было на фильме самого Шахназарова «Белый тигр», продемонстрировал всю боевую технику студии. Задействованы были танки, а все они на ходу. Даже три немецких «Тигра».

11.05.2015  /
  
Подробнее