HR - рецензия

Дорога на Берлин» — фильм пусть и приуроченный к дате, 70-й годовщине Победы, но, в отличие от прочих картин «по случаю», случайным не кажется. В основе сценария Евгения Никишова («Исчезнувшая империя») — повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи», дополненная фрагментами из военных дневников Константина Симонова. В 1948-м критика ругала произведение Казакевича, в 1962-м — ее экранизацию в постановке Анатолия Эфроса. Тот фильм сочли слишком мрачным и попросили режиссера изменить финал на более оптимистичный, которому в итоге публика не поверила… Карена Шахназарова эта предыстория не отпугнула. Вдохновленный успехом картины Николая Лебедева «Звезда» (2002), продюсер решился повторно обратиться к творчеству Казакевича. На должность режиссера Шахназаров пригласил Сергея Попова, выпускника своей мастерской во ВГИКе, поверив в то, что он достойно справится с материалом. И разувериться в этом нет причин ни у мастера, ни у зрителей. «Дорога на Берлин» — это, по сути, судьба человека. Молодого офицера связи Сергея Огаркова (Юрий Борисов), не сумевшего доставить важный приказ в дивизию, как предателя приговаривают к расстрелу. Для утверждения и исполнения приговора его отправляют в штаб фронта — в сопровождении конвоира Джурабаева (Амир Абдыкалов). Солдат, действующий по приказу, и ослушавшийся приказа офицер будут идти поневоле одной дорогой. Дорогой, которая проверяет не только на выносливость, но и на подлость. Дорогой к Победе, с которой нельзя свернуть. Пойдут они сначала друг за другом, затем — рука об руку, в бою, в пыли, в крови. Кажется, создатели не ставили перед собой традиционный для кино вопрос: «Чем удивлять будем?» Здесь нет особых спецэффектов, трюков, «крючков» и медийных лиц. Нет даже музыки, кроме музыки войны: выстрелов, разрывов, криков и тишины над наскоро похороненными однополчанами. «Дорогу на Берлин» зрелищной картиной не назовешь. В ней нет ни патетики, ни прикрас, ни бодрого героизма из песни Леонида Утесова, к которой отсылает его название. «Значит, нам туда дорога…», — пели про Берлин в 1945-м. Но фильм-то повествует о 1942-м — об отступлении, хаосе и растерянности. В начале истории в сошедшего с ума солдата с перевязанной головой стреляют. Его убивают свои же, чтобы тот не создавал панику. «Дорога на Берлин» — фильм и о том, как легко порой свои стреляют в своих, как война лишает людей примет человечности, оставляя лишь военные знаки различия. Формально это роуд-муви, но назвать его хочется русским термином — военной драмой. Слишком много здесь непереводимо нашего. Дорога, начавшаяся для лейтенанта с приказа, приводит его к приговору. Не наслушался еще двадцатилетний Огарков свиста пуль, как по нему уже строчит печатная машинка, под копирку выводящая слова «трусость», «дезертирство», «измена присяге». «Давай на выход!» — поторапливают конвоиры и отправляют «в расход». Бумажный формализм, на котором сделан акцент в начале картины, пугает больше, чем сцены с танками и пулеметами. Но именно этот формализм спасает жизнь Огаркову, которого не могут расстрелять, пока это решение не утвердят в штабе армии. «Распишитесь в получении», — говорят осужденному на смерть, вручая копию приговора. Эта бумажка соседствует в кармане его гимнастерки с часами деда — героя Первой мировой. Дедовские часы будут отсчитывать ход Второй мировой, ставшей для нас Великой Отечественной, но точный механизм не покажет, сколько осталось до ее окончания. «Не знаю», «не смог» сменятся молчаливыми подвигами. Бой для Огаркова — возможность оправдаться, смыть кровью предательство, в котором его обвиняют. Рядом будут падать земляки, прокладывая своими жизнями путь к миру. Услышит свою пулю и Огарков, но она его минует, а лист приговора сменится наградным листом. Приговоренный к высшей мере встретит май. Месяц, который навсегда останется Победным. И заглавную букву этой Победы не понизит ни время, ни люди, ни предлагаемые обстоятельства.

Эмилия Деменцова

29.04.2015  /
  
Подробнее